Еще одна распространенная проблема стартаперов и фрилансеров – это то, что они все делают сами, весь цикл, и не хотят или боятся что-то делегировать кому-то. Потому, что «Кто ж это сделает лучше, чем я?». В каком-то смысле это правда.

Возможно, также как вы, если вы автор и основатель своего проекта, никто не сделает лучше вас. Но к чему приводит такая технология? В первую очередь, к тому же выгоранию, то есть если все себе тащить, то можно рано или поздно просто сдохнуть. Я это на себе проверил, когда первые полгода Вершиной занимался один. И когда мы с Дмитрием начали это дело продвигать, в какой-то момент я почувствовал, что меня догнала усталость, и я месяц никак не мог найти мотивацию, как идти дальше – я просто устал все тащить один. Я через этот период проходил. Поэтому, через это проходят очень многие.

— Мнение, что кто-то сделает также как я – это тоже перфекционизм?

— Если только я это могу сделать так, а все остальные это сделают хуже, то это очень сильно напоминает перфекционизм.

Поэтому, чтобы ни тащить на себе все, важно помнить две вещи:

1.    Раз это сделали вы, то другие люди тоже могут это сделать;

2.    Право на ошибку. Вы не Господь Бог и вы не можете делать все одновременно хорошо.

У вас есть свои сильные стороны. Здесь это ключевой момент. По ним и стоит работать. Если у меня основная сильная сторона – это активное движение наружу, то я в первую очередь ею и занимаюсь. Если самая сильная сторона Дима – это создание систем, то он этим в первую очередь и занимается. Если мы поменяемся местами, и я буду пытаться выстроить систему, а Дима будет пытаться двигать ее вперед, то мы, скорее всего, мы оба уйдем в депрессию, погрузимся в невроз или просто оба друг друга прибьем. И ничего из этого хорошего не выйдет.

Как только вы для себя примите, что кто-то это сможет сделать также, или good enough, у вас тут же начнут появляться люди. Потому, что мнение, что не на кого делегировать, и никого нет вообще вокруг, я один такой – значит, вы их и не хотите. Или хотите, но настолько боитесь, что они все завалят, что вы их даже не притягиваете, вы их не видите. Как только вы захотите реально переложить часть своих функций на других людей, эти люди появятся. Да, возможно, их придется обучать. Да, возможно они поначалу будут делать ошибки, и общее количество времени, которое будет тратиться на все процессы еще и увеличиться, потому что вы будете делать свои процессы, параллельно обучая людей. И при этом еще могут быть глюки, ошибки, потери времени и денег. Это абсолютно верно. И здесь задача этот процесс пройти.

Про то, что не на кого перекладывать – фигня. Точно есть. Да и в любом случае у вас, наверняка, есть технические задачи, которые точно можно переложить. Например, сейчас очень много работ идет в Интернете. Мы сейчас продаем тест-драйв и убедились, что огромное количество населения страдает техническим кретинизмом. То есть, смотрят на страницу и не видят большой красной кнопки посередине и спрашивает: «Где кнопка?». То есть, даже если написана пошаговая инструкция, в которой 3 простых пункта, большинство людей не заметят какого-то пункта, сделают все не так, и потом будут долго ругаться, что все что-то не то. Поэтому, первое что следует делегировать – это технические функции.

Как посмотреть, что вообще делегировать? Сделайте мапинг, то есть – пропишите свой процесс, хотя бы его основные этапы. И выделите те пункты и задачи, которые вам делать не нравится.

Прикиньте, сколько на это у вас уходит времени, сколько за это время вы бы могли заработать денег, если бы занимались чем-то другим. После этого вы в рамках этой суммы можете искать человека. Условно говоря, если вы посмотрите и увидите, что вы в месяц можете зарабатывать на 300 долларов больше, если технические вещи аутсорсите на кого-то, то вы в пределах 300 долларов можете человеку платить. Может быть, вы найдете человека за 200 и тогда заработаете дополнительно еще 100 долларов. Вы ищите человека на ту сумму, которую можете сэкономить за счет того, что его привлечете или меньше.

При этом, мы здесь разделяем 2 категории аутсорсинга:

1.    Аутсорсинг;

2.    Ауттаскинг.

Ауттаскинг – это когда вы доверяете задачу. Например, вы подготавливаете текст рассылки, даете конкретную задачу человеку: «Сделай рассылку по списку №17 и потом сообщи о результате». Вот вы дали конкретную задачу, человек ее сделал.

Аутсорсинг – делегирование набора задач или отдельного проекта. Например, вы говорите: «Смотри, я сейчас тут рассылку буду писать. Твоя задача – отслеживать, откуда приходят люди, смотреть аналитику по рассылкам, отслеживать технически, чтобы все работало, сообщать мне, если какие- то сложности…». То есть, вы человеку даете целый круг задач, и он по сути ответственный за все технические вопросы, связанные с вашей рассылкой. Вы даете ему целый пакет задач.

Какие здесь могут быть ошибки, как можно похоронить процесс? Это взять человека, не давать ему ауттаскинг, а сразу дать аутсорсинг. Сразу дать ему большой комплект работ и нифига не объяснять – он же умный, сам разберется. Тоже через это проходили. В какое-то время у нас было очень экстенсивное расширение команды, привлекли достаточно много людей, поставили перед ними задачи, но недостаточно четко провели обучение. В итоге, люди просто не поняли, как это делать. В итоге, часть этих людей с нами сейчас не работает. Поэтому, здесь есть смысл давать по чуть-чуть: дал задачу, проверил, дал задачу, проверил.

Еще одна ошибка фрилансеров-стартаперов – то, что они дают задачу, толком не проверяют. Очень важно – дал задачу, проверил. При этом, здесь тоже рекомендация если задача небольшая, то можно целиком, если задача большая – то делать промежуточное отслеживание результата. То есть, человек поработал 3 часа – вам сообщил о результате, вы посмотрели, ага, в правильном направлении движется. Тогда, человек чувствует контроль и поддержку. Вы можете в какие-то моменты ему что-то подсказывать.

— Если у подчиненного нет чувства ответственности, и ему пофигу, что он допустил ошибку?

Здесь есть комбинация нескольких факторов:

1.  Человек должен получать достаточные деньги, чтобы ему не хотелось потерять эту работу. Если же вы платите ему 300 рублей в месяц, то ему глубоко все равно, будете ли вы с ним работать, или нет. Потому, что эти деньги ему особой погоды не делают.

2.  Человек должен ощущать себя членом команды. То есть, если ты будешь сильно качать, ты выпадешь из команды, а в команде находиться прикольно и здорово.

Еще одну фишку я взял из замечательной книги «Безжалостный менеджмент». Если человек вам не приносит деньги – вы от него безжалостно избавляетесь. То есть, если человек месяц-второй тупит, заваливает процессы, его нужно постоянно мотивировать и денег он вам приносит мало, или вообще не приносит, то вы его увольняете к чертям и ищите нового.

Еще одна ошибка, которую делают люди – думают: «О, людей сейчас найти очень сложно, они очень редкие, поэтому я должен любой ценой держаться, если со мной согласились работать». Нифига подобного. Как только вы так начинаете цепляться за человека любой ценой, то руководителем в вашей конторе становится он, а вы работаете на него.

Вы нанимаете людей, чтобы они так или иначе приносили вам деньги. Если они их не приносят – на улицу. Здесь гуманизм чреват тем, что вы будете без штанов. Люди, которые делают для вас аутсорсинг, ауттаскинг – могут сидеть у себя в городе или другой стране и спокойно это делать.

Вот, например, у нас Василий Зоренко живет и работает в Донецке. Мы с ним общаемся по аське, почте, скайпу и изредка – по телефону. Он техническими вещами в тренинг-центре «Вершина» рулит из города Донецк, иногда – из Алчевска. Вполне удачно рулит.

— Сотрудников очень жалко увольнять.

— У Дена Кеннеди написано, что практически любой сотрудник, рано или поздно, становится неэффективным. То есть, здесь вовремя уволить человека бывает очень важно и ценно, не возиться с ним как с писаной торбой, не давать 18 шанс, а просто расстаться и взять другого.

Да, есть противоположная крайность – конвейер. Когда люди принимаются на 2 недели и быстро увольняются. Это тоже не очень эффективно. Но если человек начинает чувствовать себя незаменимым, что его никто не уволит – то человек очень быстро морально разлагается. Поэтому, у вас должны быть все процессы прописаны, чтобы при приеме нового сотрудника на работу вы могли ему за 3 часа объяснить, что он должен сделать, и он понял.

— Есть ли такие области, в которых можно на 100% делегировать полномочия?

— Да. Но здесь есть один большой подводный камень. Эта фишка связана с угоном бизнеса. То есть, если у вас тренинговый центр и вы все вопросы, связанные с работой с базой, клиентами и всем прочим доверили вашему помощнику, администратору, то администратор имеет возможность в какой-то момент срулить со всей базой. И вы даже не будете знать, сколько у него там человек, о чем он с ними общался, что обещал. Поэтому, чтобы вы не делегировали, нужен контроль. Если вы не контролируете и не отслеживаете – люди рано или поздно разлагаются.

Должны быть негативные и позитивные мотивации. Например, зарплата, премия и штрафы. И штрафы должны применяться. То есть, если человек нарушил правила, то он платит штраф. Здесь гуманизм тоже не эффективен.

Людей готовых работать на вас и для вас вполне достаточно. Важно лишь разрешить себе их найти, и они появятся.

Нужно четко смотреть, чтобы человек у вас не угнал бизнес. Потому, что я четко знаю один тренинговый центр, который свой филиал в одном из городов открыл и раскрутил на том, что его директором стал администратор этого филиала, и девочка просто украла базу клиентов оттуда. На этой базе клиентов был проведен первый тренинг, потом пошло-поехало. То есть, она угнала часть бизнеса.

 

— Другой момент, если ваш бизнес сильно завязан на вашей личности (это не во всех бизнесах так, но в части), то его угоняемость очень сильно снижается.

Например, возьмем частный стоматологический кабинет. Посудите по себе. Скорее всего, большинство людей стараются выбрать одного стоматолога, и к нему ходить. Я езжу к стоматологу минут 40, но я хочу лечиться именно у него, мне нравится, как он работает. Тоже самое относится к юристам, бухгалтерам, парикмахерам и т.д.

Один из самых хороших не технических способов антиугона вашего бизнеса – это завязка на вашу личность. Можно угнать базу, угнать описание процессов, но личные отношения не угоняемы. Если в вашем бизнесе есть завязка аспект личных отношений, вам есть большой смысл на это тоже делать ставку. И это тоже нужно использовать.

 

— Когда у вас бизнес хорошо работает и приносит много денег, то делегировать легче, потому что есть чем платить. Бывает много сложностей и вопросов – «А что делать, когда я только начинаю и мне платить нечем». Здесь есть достаточно большое количество людей, которые будут с удовольствием вкладываться в новый проект, помогать его поднимать практически без денег, но за ощущение принадлежности – «Я стоял у истоков». Это можно эффективно использовать. То есть, вы продаете людям членство в масонской ложе основателей, а они за это работают. Они прокачивают свое признание, самооценку, вы получаете практически бесплатные услуги. Это тоже работает. Такие люди есть, поэтому вы можете реально себе набрать команду аутсорсеров с нуля, даже если у вас нет денег.

Резюме. Прописываете все свои процессы, выделяйте те процессы, которые вам не хочется делать и делегируйте эти вопросы другим людям.

Присоединяйся

Подпишись на наши новости и акции!

Онлайн посетители

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте